kassandra_1984: (Default)
[personal profile] kassandra_1984


 

Говорят: не повезет,

Если черный кот дорогу перейдет,

А пока – наоборот:

Только черному коту и не везет.

       М. Танич

Должен ли еврей понимать антисемита? Московское (да, кажется, и питерское) поколение моих родителей считало, очевидно, что нет. Во-первых, «не тронь г…о, чтобы не воняло», во-вторых, им ОЧЕНЬ хотелось верить, что это явление временное и скоро пройдет. Тем больше хотелось, чем больше реальность доказывала обратное, а понимание, как инстинктивно они предчувствовали, могло убить последнюю надежду. Когда я, в конце концов, все же заинтересовалась психологией этого весьма распространенного подвида «хомо как бы сапиенс», то быстро выяснила, что еврейские авторы, как правило, предпочитают документировать факты, а не искать причины.

Исследователи левого толка указывали, правда, на привычку всяческих власть имущих использовать в своих интересах антисемитский настрой толпы. Но использовать-то и цунами можно, как, например, Моисей при выходе из Египта, из чего вовсе не следует, что он лично сам цунами и сотворил. Государственный, церковный, партийный и т.п. антисемитизм могут произрастать лишь на психологической «подложке» антисемитизма индивидуального, дремлющего в душе если не у всех, то у многих. К тому же, те же власть имущие, в своих, естественно, интересах, от той же толпы и защищали нас, не раз  и не два.  

Отцы-основатели сионизма объявили антисемитизм разновидностью ксенофобии (прежде всего, «экономической», типа: "все теплые местечки позанимали, все открытия и изобретения сделать подсуетились, сочинили заранее, гады, все гениальное, чтобы нам не осталось ничего") не потому, что изучали, а потому что так удобнее было его инструментализировать для их великой цели. Цель эту я воистину считаю благой, но достижение ее, как показывает опыт, на антисемитизм не повлияло никак.

Экспериментально установленная повышенная логикостойкость и факторезистентность антисемитизма многих наводили на мысль о психопатии, но слишком уж массовое явление. К тому же многие антисемиты, как известно, вполне способны мыслить логически и даже испытывают в этом потребность, что проявляется в изобилии т.н. «рационализаций» - попыток подвести под антисемитские ощущения какую ни на есть вразумительную теоретическую базу. Известно, что «рационализации» плохо совмещаются не только с реальностью, но и друг с другом (типа «а чего они в наши дела лезут!» в сочетании с «да им же на проблемы наши плевать, ведут себя как гастролеры!»), но во всех непременно и несомненно присутствует общий (центральный!) компонент, а именно – страх.

Страх, возникающий естественно и регулярно там, где есть проблема, но не видно путей ее решения. Не важно даже, в чем именно она состоит: в эпидемии чумы, в проигранной войне или в экономическом кризисе, в любом случае страх как таковой вполне объясним. Необъяснима только связь между страхами и евреями, именно ее имитируют «рационализации», но белые нитки, торчащие из этих имитаций, свидетельствуют, что и сами антисемиты антисемитизма, в сущности, не понимают.

Короче – полный тупик. Осталось только отправиться на поиски каких-нибудь аналогичных явлений в психологии двуногих (не исключая и евреев). Что-то такое, чего вроде бы нормальный, здравомыслящий человек боится безо всяких к тому оснований, даже иной раз  и стесняется, стыдится своего страха, но избавиться от него не может, объяснить – тем более. Самый простой пример этого явления в окружающей действительности – ЧЕРНАЯ КОШКА. Лучше М. Щербакова не скажешь:

Над суеверьями хохочем до поры, покуда нет дурного знака,
А чуть дорогу кто-нибудь перебежал, так уж и больше не смешно.
И хоть не черная она, а голубая, и не кошка, а собака,
 
А все равно не по себе, а все равно не по себе, а все равно...

Вот именно «до поры» –  пока внутри тревога не гложет, а я вот лично во время операции «литой свинец» на черного кота на улице смотрела как на личного врага, хотя, клянусь, ни минуты не подозревала в пушистике арабского шпиона. Я вообще к кошкам хорошо отношусь, у моей мамы в Мытищах 12 лет черный кот жил, милейшее животное, гладить его одно удовольствие было… Слышите, слышите – вот уже в ход пошли самые типичные оправдания антисемита.  

Ну что ж, попробую заглянуть поглубже в себя: Идет операция «литой свинец», очень переживаю, но помочь, естественно, ничем не могу.  На рациональном уровне я это осознаю, на религиозном – могу молиться, если верю, что есть Кому, но есть в сознании (а может, это уже подсознание?) еще один уровень, который можно назвать «магическим». Его не надо путать с религиозным, ибо молитва – просьба к Имеющему Власть без всякой попытки узурпации этой власти. Не путать и с научно-техническим, ибо он строится на выявлении и  использовании закономерностей, не нами  придуманных. Магическое мышление вместо  Бога утверждает себя, а на место выявленных закономерностей ставит выдуманные. Чтобы создать систему «железный купол», много надо стараний, денег и времени, причем  радиус ее действия ограничен, зато изгнание с пути черного кота – средство легкое, дешевое и универсальное.

Обратите внимание: зловредность бедного животного никоим образом не предполагает его личной злонамеренности. Бывают, конечно, среди черных котов пакостники, что царапаются, кусаются, метят углы и со стола тащат что ни попадя, но бывают ведь и ангелочки с хвостиком. Эти различия роли не играют. Неизвестно даже, способен ли кот осознать, сколь весомые изменения совершает он, перебегая перед моим носом дорогу, в истории государства Израиль и всего прогрессивного человечества, а главное, КАК он  совершает это (сие ведь и для меня тайна!). Аналогичный феномен описан был странницей Феклушей в известной драме «Гроза»: «В  одной земле сидит на троне салтан  Махнут турецкий,  а  в другой салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут  они,  милая, ни  одного дела рассудить  праведно,  такой уж им предел положен».  И хотели бы они, салтаны-то эти, правильно рассудить, да предел-то положен – никуда не денешься.

Наконец, откуда я взяла, что таинственные колеса мироздания двигает своей мягкой лапой вот именно черный кот, а не голубая… нет, лучше фиолетовая собака. Именно такая псина изумила меня некогда в Ассизи неслыханной своей мастью и сожрала мои бутерброды, уповая, очевидно, на протекцию святого Франциска. К этой у меня хотя бы реальная претензия, от черных же котов во весь век кроме мурлыканья ничего не видала. И в семье ведь, вроде, на страдал никто суевериями, а вот поди ж ты… из воздуха окружающего впитала, не иначе.

Так вот, полагаю, что отношение антисемита к нам с вами, дорогие единоплеменники, целиком и полностью соответствует моему отношению к черному коту. Покуда жизнь ни шатко, ни валко течет себе своим чередом, есть, разумеется, озабоченные, но они не делают погоды. Среднестатистический представитель  "почвенной нации" об евреях, как правило, вообще не задумывается, антисемитизм его существует латентно, он зачастую и сам не подозревает об его существовании. С ним вполне можно (и нужно) общаться, заключать взаимовыгодные сделки, сотрудничать при защите общих интересов. Все можно, только осторожно, не забывая, что ступаешь по тонкому льду. Бескризисного развития в истории, как известно, не бывает. Рано или поздно образуется ситуация, в которой они окажутся растерянными и беспомощными, вот тут-то и надо готовиться к худшему, не уповая ни на то, что «мы им ничего плохого не делали» (это значения не имеет), ни на то, что зла не замышляли (а кот замышлять и вовсе неспособен), ни на то, что все «рационализации» шиты белыми нитками (не в них ведь причина).

Запомните твердо: причина не в нас, причина в них самих, и изменить ее мы можем также мало, как черный кот – повлиять на ход операции «литой свинец». Наиболее опасны не те, у кого бывали прежде с нами конфликты, или кто самым непримиримым был  вчера (например, польские или украинские националисты), а те, чья ситуация  самая безнадежная сегодня. Итогом полувекового правления левых в Европе стало банкротство, одичание и вымирание, так велико ли диво, что сегодня именно они – самые отчаянные антисемиты?

Не стоит ломать голову над опровержением очередной «рационализации» или «уступками», которыми как бы можно умилостивить врагов. Не то чтобы мы были безгрешны, но реальные наши грехи никакого отношения не имеют к магической картине мира, в которой мы, по определению, совершаем то, чего на самом деле совершить бы ни при каких условиях не смогли. Там, где в игру вступает магия, логике места нет.

Единственно разумная стратегия для черного кота – елико возможно заблаговременно убраться с дороги, а если невозможно – кусаться, царапаться и выть, выгибая спину, что враждебности, разумеется, не уменьшит, но несколько притормозит прямую агрессию. Для человека или государства,  соответственно, возможны кроме того обман, подкуп, шантаж и прочие веками освященные дипломатические приемы. Еще можно (и нужно) искать себе союзников, чьи  интересы на данном этапе по какому-то важному параметру с нашими совпадут (например, нынешняя европейская правая, которой мусульманские иммигранты – как в горле кость). Так предки наши поступали  веками, так поступали от веку и различные государства в отношениях между собой, также примерно поступают израильские политики, хотя по нынешним временам и невелик у них выбор. Не будем вдаваться в подробности, рассматривать разновидности и формы проявления антисемитизма на теоретическом, практическом, соседском и государственном уровне, равно как и оптимальные способы противостояния, это все дело наживное, если только браться за него без иллюзий.

Но с гневом и возмущением отвергают эту стратегию высоконравственные интеллектуалы. Вынь да положь им либо полную ликвидацию антисемитизма как класса, либо… согласие с антисемитами и смиренное принятие на себя вины за разбегание галактик. Не мытьем так катаньем добиться общения на равных с дорогими  коллегами из престижных университетов. Не просто успешного сотрудничества (оно без проблем налаживается в спокойные времена) и даже не уважения, в котором тоже не всегда отказывают, нет, нужно быть непременно "такими же, как все", обладать местом под солнцем не заработанным, что постоянно приходится подтверждать, а естественным, по праву рождения. Место отнюдь небезуспешной борьбы за выживание и преуспеяние (как личное так и общинное, а нынче даже и государственное) занимает заведомо безнадежная борьба против антисемитизма как такового, в которой можно только либо сломаться, либо красиво умереть.

И чтобы не вылезать всякий раз пришибленными из-под развалин очередного воздушного замка, попробуем лучше вспомнить собственное отношение к невинному пушистику и последуем мудрому совету В. Маяковского:

Идите и гладьте -

гладьте сухих и черных кошек!

Date: 2011-07-13 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] lii86.livejournal.com
мне кажется, связь между страхами и евреями в некотором роде объяснима. в ситуации страха мыслить логически вообще довольно трудно, а напряжение психологическое весьма существенное. антисемитизм поэтому возникает не как способ решить проблему, а как механизм снятия напряжения. так мне представляется. и похоже, эта цель как раз достигается, раз способ получил широкое распространение. я только не могу согласиться с вашим понятием латентного антисемитизма, на мой взгляд, называть представителя почвенной нации, вообще никак не думающего о евреях до поры до времени, антисемитом - уж слишком преувеличенно. ну а в критических ситуациях трещины проходят не только по национальной почве.

Date: 2011-07-14 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com
Не нравится "латентный антисемит"? И не надо, главное процесс понят правильно, а там - хоть горшком назови, только в печь на станови.

Реклама

Date: 2011-07-13 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] spaniel90100 referenced to your post from Реклама (http://spaniel90100.livejournal.com/19497.html) saying: [...] Кассандра о евреях и черных кошках: http://kassandra-1984.livejournal.com/6463.html [...]

Date: 2011-07-13 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] grimalkin2006.livejournal.com
В свое время на эту тему (в отношении европейских левых)хорошо сказал Леонид Гиршович: "толпа идеалистов обязательно закончит еврейским погромом".

Date: 2011-07-14 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com
Это точно.

Date: 2011-07-14 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] kot-shred.livejournal.com
Королева Кошка Шредингера в восхищении :)

Date: 2011-07-14 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2011-07-15 08:23 pm (UTC)
From: [personal profile] ramendik
В целом интересно, хотя европейских левых я бы объяснял иначе. Вообще без антисемитизма.

Это та же линия, что вроде бы совсем другое дело Кононова. Они поднимают европейскую планку и пытаются делать вид, что "правильные европейцы" мол всегда такими были. А какие не были, те преступники и ай-яй-яй.

Что такая задранная планка принципиально возможна только в мирное время, и что их собственные армии ведут себя не по этой планке в Югославии, Ираке или Ливии - они предпочитают не замечать.

Зато Израиль одновременно _претендует на европейскость_ и эту их планку не признаёт (потому что, в отличие от них, не находится в ситуации мирного времени). Вот и.

А террористы, или какой-нибудь там Судан, на европейскость не претендуют. И ровно поэтому интересуют их меньше.

Date: 2011-07-16 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com
Хуже. Их собственные армии со времени Вьетнама НИ РАЗУ победить не смогли именно потому, что пытались (не скажу, чтобы удавалось всегда) придерживаться этой планки. Самое ее появление - знак нежизнеспособности. Израиль постепенно отходит от этого не только из-за войны, но и потому, что население его становится все менее европейским. Но хватит ли времени - одному Богу известно.

Но тут я писала совсем про другое, которое появилось задолго до Израиля..

Date: 2011-07-23 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] silly_sad.livejournal.com
prae scriptum:
я долго пытался очистить камент от имоций -- сформулировать красиво, но всё как-то не приходила мысль. а щас повод появился вывалить весь сумбур as is, ибо имоции зашкаливают, а вам не привыкать РАЗЪЯСНЯТЬ.

итак первое что я подумал когда прочёл пост:
Да шо вы такое говорите! Вы почитайте списки рашкованских олегархов! и шо вы скажете что это не достаточное свидетельство для "рационализации" ненависти?
А фамилии высшего руководства одного из самых кровавых и гнусных государств всем известны...

А если углубиться туда куда не углубляются типовые антисемиты, то мы можем разсмотреть деятельность ранних большевиков (да и поздних тоже), например посмотреть список делегации на мирных переговорах с германией 1918 года: не меньше половины евреев из них чуть не все бундовцы...

Вы понимаете к чему я клоню.

А теперь собственно информационный повод:
http://blog.balder.org/?p=1241#comment-88393
(каменты тоже читать)
не репрезентативная выборка конечно -- но в качестве последней капли катит.

Выходит что это я тут сижу и думаю да где же вы видели настоящих антисемитов кроме специальных форумов для душевнобольных, а тем временем в европе действительно ТРАВЯТ причём чуть не на высшем гос уровне!

В ЕВРОПЕ, БЛЯТЬ!
БЛЯТЬ, В ЕВРОПЕ, которая насквозь пропитана и скоро лопнет от невъебенной толерантности!

Чего я не понимаю в жизни???

Я в этой же самой европе токачто был и там меня чуть не стошнило от ихнего раскаяния перед евреями -- настолько они сильно и неуместно обличали и ЖАЛЕЛИ (причём совершенно в порядке вещей)...

И собственно синтез:

а может быть вот это ихнее запредельное жаление это гармоничная часть травли? Может быть оно призвано на самом деле лишить объект жаления человеческого достоинства? Образ вечной жертвы кагбы запрещает стрелять в обидчика!!!

ЗЫ
но всё равно мне непонятно почему "блокадники" евреи получат контрибуцию от немцев, а "блокадники" других национальностей могут не безпокоиться.

Date: 2011-07-23 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] kassandra-1984.livejournal.com
а может быть вот это ихнее запредельное жаление это гармоничная часть травли? Может быть оно призвано на самом деле лишить объект жаления человеческого достоинства? Образ вечной жертвы кагбы запрещает стрелять в обидчика!!!

Близко к истине, хотя и не совсем точно. Есть в социальной психологии такое явление: ...Последний, смертельный удар, нанесенный жертве, мгновенно превращает ее из обычного человека – да к тому же еще всеобщего соперника и врага – в спасителя, благодетеля, могучего бога – покровителя племени. Изначально жертвоприношение было процессом сотворения божества, выявления и обуздания его сверхъестественной силы. <...>Навсегда осталась в подсознании человечества эта, на первый взгляд алогичная, иррациональная связь между затравленной жертвой и сверхъестественной мощью, между трепетом священного экстаза и зверской оргией линчевания.

Это - просто колебания антисемитского маятника, священные коровы затем и существуют, чтобы их возлагали на алтари.

ЗЫ
но всё равно мне непонятно почему "блокадники" евреи получат контрибуцию от немцев, а "блокадники" других национальностей могут не безпокоиться.


А вот уж это - вопрос к немцам. Хотя, может, это блокадники, которые были эвакуированы? Эти подходят под статью "бежали от приближающихся нацистов" - тогда им положено, бо все прочие мирные жители, оказавшись под властью нацистов, рисковали гораздо меньше. Но это всего лишь предположение.

Profile

kassandra_1984: (Default)
Kassandra_1984

March 2026

S M T W T F S
1234567
8 91011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 25th, 2026 03:31 am
Powered by Dreamwidth Studios